по заманчивой стоимости купить архивный шкаф металлический

Курсы валют
на 20.10.2018Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня воскресенье, 21.10.2018: публикаций: 3749
Мероприятия. Опубликовано 23.05.2014 13:57  Просмотров всего: 2191; сегодня: 2.

Седьмой Международный конкурс хайку

Седьмой Международный конкурс хайку

Седьмой Международный конкурс поэзии хайку (на русском языке) организован редакцией альманаха «Хайкумена» и Отделом японской культуры "Japan Foundation" в ВГБИЛ. В Жюри МКХ-7 вошли российские и зарубежные японисты и литераторы.

Стихотворения-номинанты (т.е. прошедшие отборочный тур) оцениваются по трем номинациям: «традиционные хайку», «современные хайку» и «сэнрю».

Критерии разнесения стихов по номинациям

Со времени зарождения жанра, поэзия хайку претерпела много изменений; в поисках новых путей и средств выразительности появилось множество школ и течений, как в самой Японии, так и за ее пределами. Это отражает естественный ход вещей — живой жанр не может не меняться. Но, с другой стороны, нельзя забывать и истоки. Поэтому в конкурсе, помимо номинации «сэнрю», выделяется две номинации для жанра хайку: «традиционное» и «современное».

Это разделение не имеет временной привязки – на конкурсе мы имеем дело только с текстами, написанными в наше время. Нет здесь и прямого указания на буквальную преемственность одних классическим японским хайку, а других – например, тому, что пишут поэты после Масаока Сики. Нам важно – причем исключительно для конкурсного соревнования – развести тексты, написанные с разной степенью насыщенности поэтическими приемами и разной степенью использования характерных особенностей произведений жанра хайку.

Во всех номинациях приветствуется следование форме хайку – пишите в три строки, не превышайте формулу 5-7-5 больше чем в полтора раза.

Стихи с названиями и эпиграфами, а также афоризмы и эпиграммы в конкурсе не рассматриваются.

Традиционные хайку

“Здесь и сейчас”, выражение непосредственного жизненного опыта – характеристики хайку этого раздела, так же как и ёдзё*, ма*, наличие сезонного слова (киго*) или «ключевого слова»*.

Главной задачей (и признаком) хайку является преодоление и обживание границ между природным и человеческим мирами; между микро- и макро- космосами; выявление их единства и взаимосвязи.

Как правило, предметом изображения в хайку оказывается окружающий мир: природные явления и объекты, но может присутствовать и «городской пейзаж», и даже человек.

Для этой формы не характерно активное использование тропов и фигур речи. Авторское присутствие и оценочность выражены осторожно и опосредованно. (Ниже и далее - примеры разнообразия стихов в каждом разделе, главным образом конкурсные).

Современные хайку

Личность автора и авторская оценочность может присутствовать в подобных стихах в большей степени, чем в разделе «традиционных» хайку. Человек также может стать явным объектом стиха.

Здесь допустима протяженность во времени, использование тропов и фигур речи.

Сезонное слово (киго) не является обязательным. Однако наличие «ключевых слов», аккумулирующих контекст, приветствуется.

Сэнрю

Сэнрю, в отличие от хайку, занимается изучением человеческой природы, подчеркиванием и обнажением особенностей человеческой натуры, характеров людей, противоречий общества, главным образом – несовершенства устройства мира и человека в нем. Можно сказать, сэнрю выявляет зазор между тем, как всё должно быть (идеальное, желаемое), и тем, что есть на самом деле (реальное).

В той или иной пропорции в сэнрю содержатся: юмор (и его разновидности), проницательное остроумие («верно подметил!»), лёгкость и понятность изображаемого. Высмеивание, критика, пародия, юмор от легкого до «черного» - основные инструменты поэта сэнрю, так же как и использование характерной типажности (человеческих типажей и типичных ситуаций).

Самые частые темы – семья, секс, работа, деньги.

Не следует считать, что сэнрю это исключительно веселое и юмористическое произведение. В нём возможны сарказм, сатира, трагизм и драматизм.

Сезонное слово (киго) не является обязательным.

Регламент конкурса - повторяет предыдущий: РГ конкурса отсеивает только технический брак и тексты, не имеющие отношения к конкурсу; Жюри конкурса проводит как отборочный, так и основной туры, знакомясь, таким образом, с большей частью присланных работ.

Дополнительно будут приниматься стихи на тему "Такие разные дожди".

На основании оценок Жюри будут выбраны произведения призеры и дипломанты – по каждой из трех номинаций и в тематическом конкурсе. Презентация итогов конкурса состоится в рамках фестиваля "Японская осень-2014" в начале октября; дата, место и время будут указаны на сайте конкурса после 1 сентября.

Регламент

Соучредители конкурса – Отдел японской культуры "Japan Foundation" и редакция альманаха «Хайкумена». Конкурс проходит в рамках ежегодного фестиваля «Японская Осень».

Прием конкурсного материала – с 1 мая по 30 июня. Список номинантов формируется к 30 августа. В это же время начинается конкурс читательских симпатий. Презентация результатов – 5 октября. Все стихи оцениваются отдельно и анонимно.

Конкурс проходит в два тура. Предварительно из конкурсного материала РГ (рабочая группа) конкурса убирает тексты, не имеющие отношения к конкурсу.

Отборочный тур (1 тур)

Члены Жюри оценивают (по принципу принять-отклонить) каждый из поданных на конкурс стихов (кроме работ, не имеющих отношения к конкурсу и заранее отфильтрованных РГ), во второй тур проходят тексты, получившие хотя бы одну положительную оценку. Затем РГ и оргкомитет производят разделение отобранных стихов по номинациям: «традиционные хайку», «современные хайку» и «сэнрю». В таком виде тексты-номинанты снова представляются вниманию членов жюри и выносятся на конкурс читательских симпатий.

Тексты, присланные на тематический конкурс, проходят такой же отбор, но не разделяются на номинации. (Напоминаем, что само словосочетание "Такие разные дожди" в стихотворении может лишь подразумеваться, но не быть в нём написано.)

Финал конкурса (2 тур)

Каждый член жюри оценивает каждое произведение из числа номинантов по пятибалльной системе, а также отбирает несколько лучших, на его взгляд, произведений в каждой из номинаций, сопровождая их отзывом, который подлежит опубликованию в материалах и на сайте конкурса. На основании суммы баллов РГ конкурса определяет произведения-призеры, занявшие 1-2-3 места в каждой из номинаций, а также произведения-дипломанты. Произведения-номинанты тематического конкурса проходят ту же систему оценок.

Голосование на приз читательских симпатий

После подведения итогов 1 тура на сайте конкурса c 30 августа по 7 сентября проводится голосование на приз читательских симпатий по каждой из трех номинаций и в тематическом конкурсе.

Члены жюри

Алексей Давидович Алехин

Сергей Волковский

Елена Михайловна Дьяконова

Виктор Петрович Мазурик

Младен

Чарли Трумбулл (Charles Trumbull, editor of Modern Haiku)

Евгений Семенович Штейнер

* Предварительный состав, может еще уточняться.

Члены рабочей группы

Элина Витомская

Наталья Седенкова

Инна Хмель

Сергей Волковский

Оргкомитет МКХ

Дмитрий Кудря

Наталия Леви


Ньюсмейкер: Отдел японской культуры Japan Foundation в ВГБИЛ — 40 публикаций
Тематические сайты: Культура, искусство, музеи, Мероприятия
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия, Япония
Сайты регионов мира: Азия Юго-Восточная
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество